Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Включение ПАК в Реестр российского программного обеспечения

Оглавление:

1. Что такое ПАК и чем он отличается от программного обеспечения

Программно-аппаратный комплекс (ПАК) - комплекс технических средств и программного обеспечения (ПО), работающих совместно для выполнения одной или нескольких специальных задач.

ПАК является самостоятельно используемым, законченным техническим изделием, имеющим серийный номер.

Таким образом, ПАК представляет собой изделие, в котором ПО и электронная вычислительная машина (либо специализированное электронное устройство) неразрывно связаны и реализуются совместно, т.е. программное обеспечение, включенное в ПАК, не может быть реализовано без соответствующего технического средства.

2. Зачем включать ПАК в Реестр российского ПО

С 1 января 2023 г. внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1236).

В развитие запрета на госзакупки программного обеспечения иностранного происхождения указанные изменения открыли возможность включения в Реестр российского ПО не только программного обеспечения и баз данных, но и программно-аппаратных комплексов (ПАК).

Возможность подачи заявок на включение ПАК в Реестр стала доступна с 14 апреля 2023 г. В результате разработчики получили следующие преимущества от включения ПАК в Единый реестр российского ПО:

  • возможность участия в госзакупках для реализации ПАК государственным и муниципальным учреждениям, а также организациям с госучастием;
  • использование нулевой ставки по налогу на прибыль;
  • использование льготы по страховым взносам, т.е. применение страхового тарифа пониженного до 7,6%;
  • участие в различных государственных и муниципальных программах, грантах, конкурсах и пр.

В перспективе – возможность размещения ПАК на маркетплейсе российского программного обеспечения (https://russoft.ru/).

3. Общие требования к ПАК для включения в Реестр

К правообладателю и самому ПАК предъявляются следующие общие требования:

1. Производителем ПАК может российское юридическое лицо, не находящееся под контролем иностранного государства.

При этом иностранный контроль оценивается не только с точки зрения доли иностранного участия в организации, но и фактического участия в сделках (включая договор доверительного управления, простого товарищества, поручения, любые иные договоры, сделки), которые делают производителя ПАК контролируемым лицом.

2. ПАК должен отвечать определению ПАК, указанному в п. 2 Правил формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, утвержденного Постановлением № 1236, т.е. ПО и ТС в составе ПАК должны работать совместно для выполнения определенной задачи (задач).

3. Технические средства и программное обеспечение в составе ПАК должны быть функционально совместимы между собой.

4. ПАК должен соответствовать одному или нескольким классам, предусмотренным Классификатором, утвержденным Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.01.2023 № 62.

Информация из Классификатора предназначена для обеспечения формирования Реестра, осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Использование кода, не внесенного в Классификатор, не допускается.

4. Специальные требования к ПО и техническим средствам, входящим в ПАК

Как следует из определения ПАК, оно представляет собой комплекс, объединяющий программное обеспечение и технические средства, работающие в связке.

Для включения ПАК в реестр российского ПО, составляющие его программное обеспечение и технические средства также должны отвечать определенным требованиям:

1. ПО в составе ПАК должно быть включено в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения.

Таким образом, включить в ПАК в Реестр не смогут производители, если ПО, используемое в составе ПАК, предварительно не включено в указанный в Реестр. Данное правило также фактически исключает возможность одновременной подачи заявлений на включение ПО и ПАК в Реестр российского ПО.

Подробнее о том, как включить программное обеспечение в Реестр российского ПО читайте в другой нашей публикации - Регистрация программного обеспечения в Реестре российского ПО.

Регистрация же программы в Государственном реестре Роспатента не требуется, однако такая регистрация принимается Минцифры в качестве дополнительного документа, подтверждающего принадлежность заявителю исключительных прав на ПО.

2. Технические средства в составе ПАК должны соответствовать одному из следующих условий:
  • быть включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП) или реестр российской промышленной продукции (Реестр РПП);
  • технические средства, включенные в ПАК, предназначенные для обеспечения информационной безопасности, должны быть произведены (1) лицом, имеющим соответствующую лицензию, и (2) права на конструкторскую и технологическую документацию (за исключением технологической документации в случае, если фабрика-изготовитель находится за пределами территории Российской Федерации), а также иметь (3) сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, выданный в соответствии с Положением о сертификации средств защиты информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 608, (4) проектироваться, разрабатываться и испытываться на территории РФ, (5) обслуживаться (ремонт, послепродажное, гарантийное и постгарантийное обслуживание) в уполномоченном сервисном центре на территории РФ;
  • технические средства, включенные в ПАК, не предназначенные для обеспечение информационной безопасности, должны быть произведены (1) лицом, имеющим права на конструкторскую и технологическую документацию, а также (2) заключение Минпромторга РФ об отнесении к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, (3) проектироваться, разрабатываться и испытываться на территории РФ, (4) обслуживаться (ремонт, послепродажное, гарантийное и постгарантийное обслуживание) в уполномоченном сервисном центре на территории РФ.

При этом сведения о ПАК, не предназначенных для обеспечения информационной безопасности, включаются в Реестр российского ПО сроком на 5 лет. Кроме того, соответствие требованию об отнесении ПАК к промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, должно подтверждаться не позднее 2 лет с даты включения сведений о ПАК в Реестр российского ПО и далее – ежегодно.

5. Реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП)

Реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП) ведет Минпромторг России в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Таким образом, цель создания указанного Реестра РЭП не многим отличается от Реестра российского ПО и предназначена для ограничения допуска на рынок радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Правила определяют «радиоэлектронную продукцию» как изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей.

Реестр РЭП расположен на соответствующем сайте Минпромторга РФ. Заявление на включение в Реестр РЭП может быть подано через ГИСП (государственную информационную систему промышленности).

Заявителем может выступать юридическое лицо, либо ИП.

В заявлении указываются помимо сведений о заявителе, сведения о радиоэлектронной продукции:

  • наименование,
  • код по ОК 034-2014 (КПЕС 2008),
  • код позиции каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии),
  • описание технических, функциональных и эксплуатационных характеристик РЭП,
  • наименования и реквизиты (дата, номер) документов, устанавливающих технические требования к производимой радиоэлектронной продукции (технические условия, стандарт организации, технологический регламент, национальный стандарт или иные документы),
  • фотоизображение РЭП и пр.

Также в заявлении должна содержаться ссылка на адрес интернет-сайта заявителя с описанием технических и функциональных характеристик радиоэлектронной продукции.

К заявлению прилагается подтверждающие документы, в частности, напр., заключение о подтверждении производства, выдаваемое Минпромторгом РФ (см. пункт 6 ниже – Реестр РПП).

Содержание и комплект документов будет отличаться в зависимости от вида оборудования: РЭП, не относящееся к телекоммуникационному оборудованию; телекоммуникационное оборудование, а также от статуса заявителя-производителя последнего (разработчик встроенного прикладного ПО, используемого в телекоммуникационном оборудовании, правообладатель изобретения/полезной модели и пр.).

Под «телекоммуникационным оборудованием» понимаются РЭП, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, маршрутизации и коммутации, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Включение в Реестр РЭП, не относящегося к телекоммуникационному оборудованию, существенно упрощено и в целом требует от заявителя наличия заключения о подтверждении производства. Минпромторг включает сведения в течение 5 рабочих дней со дня выдачи заключения о подтверждении производства РЭП на территории РФ.

Сроки рассмотрения:

  1. Проверка заявления на соответствие – 15 раб. дней;
  2. Решение принимается Минпромторгом РФ в течение 3-х рабочих дней и может быть следующим:
  • о включении РЭП в Реестр;
  • о возвращении заявления на доработку с указанием причины возврата;
  • об отказе во включении РЭП в Реестр.

Таким образом, в случае успешного прохождения проверки, в Реестре РЭП появляется соответствующая регистрационная запись.

Заявитель должен уведомлять Минпромторг об изменениях, связанных с РЭП в срок не позднее 30 календарных дней со дня возникновения соответствующих изменений.

Минпромторг исключает РЭП из Реестра в следующих случаях:

  1. поступление от заявителя заявления об исключении РЭП из реестра - в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного заявления;
  2. выявление Минпромторгом РФ фактов представления заявителем подложных документов и (или) недостоверных сведений о заявителе и (или) радиоэлектронной продукции, - в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов;
  3. истечение срока действия заключения о подтверждении производства.

6. Реестр российской промышленной продукции (Реестр РПП)

Реестр российской промышленной продукции (Реестр РПП) также ведет Минпромторг и располагается он по специальному адресу в сети Интернет.

Для включения в Реестр РПП необходимо получить заключение, которое подтверждает российское происхождение соответствующего технического продукта и является основанием для включения продуктам в Реестр РПП.

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ выдается Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 (далее – Постановление №719).

Указанным Постановлением №719 также утверждены Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.

Заявление также подается через ГИСП (альтернативный вариант – подача заявления на бумаге).

В заявлении указываются сведения о заявителя; адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции; наименование производимой промышленной продукции, код ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код ТН ВЭД ЕАЭС; наименование, номер и дата утверждения одного из документов заявителя (технические условия, стандарт организации, технологический регламент), содержащих требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции; сведения о наличии одного из документов в соответствии с установленными критериями.

Критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации являются:

  1. наличие специального инвестиционного контракта (далее – СПИК);
  2. наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ о соответствии производимой промышленной продукции установленным требованиям (далее – акт экспертизы ТПП РФ);
  3. наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому РФ является страной происхождения товара (продукции) (далее – СТ-1).

К заявлению, в частности, прилагаются следующие документы:

  • копии учредительных документов (для компании) или копия свидетельства о регистрации в качестве ИП (для ИП);
  • копия документа, подтверждающего производство товаров на территории РФ (СПИК, акт экспертизы ТПП РФ или СТ-1);
  • справка о параметрах промышленной продукции (надежность, эргономичность, энергетическая эффективность и пр.);
  • копия документа, содержащего требования к производимой промышленной продукции;
  • копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих производственных помещений.

Акт экспертизы и сертификат СТ-1 можно получить в территориальных торгово-промышленных палатах Российской Федерации по месту нахождения производственных площадей организации (http://tpprf.ru/ru/ttpp/).

Минпромторг России осуществляет проверку заявления и прилагаемых к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки на выдачу заключения.

По результатам проверки документов, Минпромторг в течение 5 рабочих дней:

  1. выдает заключение о подтверждении производства;
  2. отказывает в выдаче заключения о подтверждении производства с указанием причин такого отказа;
  3. отправляет заявку на выдачу заключения на доработку с указанием причины возврата.

На основании выданных заключений Минпромторгом РФ формируется и ведется Реестр РПП с использованием ГИСП.

Продукция, в отношении которой было выдано заключение о подтверждении производства, в течение 1 рабочего дня вносится в Реестр РПП. По истечении срока действия заключения (действует 1 год со дня выдачи) продукция исключается из Реестра РПП.

7. Техническая документация на ПАК

Перечень технической документации для регистрации ПАК в Реестре Минцифры:

1) документация, содержащая описание функциональных характеристик ПАК;

2) документация, содержащая информацию, необходимую для эксплуатации ПАК (руководство пользователя);

3) документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла, в том числе устранение неисправностей и совершенствование, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;

Кроме того, к заявлению на регистрацию прилагаются:

4) документы, подтверждающие наличие на территории РФ сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное, гарантийное и постгарантийное обслуживание ПАК;

5) документы, подтверждающие функциональную совместимость технических средств и программного обеспечения в составе ПАК:

  • приказы производителя о начале проектирования ПАК, создании рабочих групп и принятии результатов проектирования;
  • техническое задание на ПАК;
  • программа и методика испытаний ПАК;
  • протокол испытаний ПАК;
  • акт и решения комиссии, созданной производителем для проведения испытаний ПАК, о результатах испытаний ПАК.

6) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени производителя ПАК (исключение: если заявитель – производитель – гражданин РФ, либо заявление подписывается руководителем компании-производителя, имеющим право действовать без доверенности согласно сведениям ЕГРЮЛ);

7) документы, подтверждающие отсутствие у юридического лица контроля со стороны иностранного государства, и (или) международной организации, и (или) иностранного юридического или физического лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица;

8) прочая дополнительная информация (в особенности актуально для продукции, не включенной в Реестры РЭП и РПП):

  • выписка из штатного расписания (форма Т-3) в отношении работников, привлекаемых к выполнению на территории РФ проектирования, разработки и испытания ПАК;
  • справка об образовании работников, привлекаемых на территории РФ к выполнению проектирования, разработки и испытания ПАК;
  • документы, подтверждающие наличие необходимых для разработки, проектирования и испытания ПАК и принадлежащих на праве собственности, аренды или на ином законном основании помещений, зданий, строений и сооружений;
  • документы, подтверждающие права на конструкторскую и технологическую документацию;
  • выписка из оборотно-сальдовой ведомости в отношении: программных средств проектирования и отладки ПАК, аппаратных средств проектирования и отладки ПАК, инструментов, необходимых для проектирования и отладки ПАК;
  • заключение об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, выданное в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 № 1135;
  • иные документы о соответствии ПАК установленным требованиям.

Если основная функция ПАК – обеспечение информационной безопасности, то в заявлении отражаются сведения о соответствующих лицензиях и сертификатах, а копии лицензий и сертификатов прилагаются к заявлению.

Исключение: если технические средства включены в Реестры РЭП или РПП, то лицензии и сертификаты системы сертификации защиты информации предъявлять не требуется.

8. Документы, подтверждающие основания возникновения права на использование ПО в составе ПАК

В заявлении приводятся сведения об основаниях возникновения у производителя ПАК права на использование ПО в составе ПАК.

Основания не должны носить декларативный характер и обязательно подтверждаются документально. Соответственно, перечень документов будет отличаться в зависимости от того, совпадает производитель ПАК с правообладателем ПО или нет.

9. Порядок включения ПАК в Реестр российского ПО

Заявление на включение ПАК в Единый реестр российского ПО подается в порядке, аналогичном подаче заявления на включение ПО в Реестр российского ПО – в электронной форме (подписанное УКЭП) через сайт Минцифры.

Этапы регистрации ПАК в Реестре Минцифры:

  1. Формальная проверка заявления – 5 рабочих дней со дня поступления заявления;
  2. Регистрация заявления;
  3. Публикация заявления на сайте Реестра российского ПО – 1 рабочий день со дня регистрации заявления;
  4. Рассмотрение заявления по существу – 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. По результатам рассмотрения выносится экспертное заключение о соответствии или несоответствии ПАК установленным требованиям;
  5. Решение о включении, либо об отказе во включении ПАК в Реестр российского ПО – 10 рабочих дней со дня утверждения экспертным советом экспертного заключения;
  6. Включение в Реестр российского ПО сведений о ПАК – 1 рабочий день со дня принятия решения о включении ПАК в Реестр.

Запись в Реестре российского программного обеспечения является подтверждением соответствия ПАК установленным требованиям.

10. Внесение изменений в Реестр

Со временем сведения о ПО и ПАК могут измениться. Изменения могут касаться как производителя, так и характеристик самого ПАК. В зависимости от этого необходимо будет подать либо заявление, либо уведомление о внесении изменений в Реестр российского ПО.

Если изменились сведения о производителе ПАК (аналогично – правообладателе ПО):

Подается заявление о внесении изменений, подписанное УКЭП, с указанием сведений о новом производителе, в том числе:

  • статус производителя;
  • организационно-правовая форма;
  • полное наименование организации;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • лицо, имеющее право действовать от имени производителя без доверенности (ФИО, должность);
  • копия устава организации.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение сведений.

Срок рассмотрения заявления и принятия решения по нему – до 35 рабочих дней.

Если изменились сведения о ПАК (аналогично – о ПО):

В этом случае подается уведомление об изменении сведений, подписанное УКЭП, содержащее сведения, подлежащие изменению (например, наименование ПАК, код(ы) и класс(ы) ПАК в соответствии с классификатором, наименование, тип и код (коды) оборудования в составе ПАК и пр.), а также прикладываются документы, подтверждающие изменение сведений.

Срок решения – от 5 до 20 рабочих дней в зависимости от типа сведений.

Заявитель, сведения о ПАК которого включены в реестр российского программного обеспечения, несет ответственность за обеспечение актуальности документов и сведений, размещенных в Реестре российского ПО. В случае невнесения изменений, доступ к реестровой записи может быть ограничен.

Таким образом, включение ПАК в Реестр российского ПО требует от заявителя более масштабного пакета документов, в особенности в части технической документации.

Перед подачей документов на включение ПАК в Реестр российского ПО необходимо предварительно включить в данный Реестр входящее в данный ПАК программное обеспечение, а также внести в Реестры РЭП или РПП относящиеся к нему технические средства, либо собрать комплект соответствующих подтверждающих документов.

Мы оказываем услуги как по регистрации программного обеспечения в Роспатенте, так и по включению в Реестр российского ПО.

С нашей помощью ИТ-компании различных направлений (игры, телекоммуникации, BPM-системы и пр.) смогли успешно включить свои программные продукты в Реестр российского ПО.

Юристы в сфере ИТ

Готовое решение для вашего бизнеса
Иногда проще спросить у специалиста, чем потратить время и сомневаться в результате

Регистрация ПО

Оценка:
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация