Задать вопрос Есть вопрос? русen
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Сопровождение ПО

Сопровождение программного обеспечения - официальное толкование термина.
Сопровождение - это действия (процессы) по обеспечению эффективности эксплуатации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) на всем жизненном цикле данных программных продуктов.

Термин «сопровождение» используется в налоговом законодательстве для определения видов деятельности компаний в сфере информационных технологий, дающих право на применение пониженных тарифов по налогу на прибыль и страховых взносов (п.1.15 ст.284 п.5 ст.427 НК РФ), однако его содержание не конкретизируется.

В связи с этим для понимания какие виды деятельности относятся к сопровождению ПО, Минцифры рекомендует использовать ГОСТЫ по информационным технологиям.

Остановимся здесь на практических выводах, важных для применения льгот аккредитованными IT-организациями. По мнению Минцифры, услуги по сопровождению могут включать в себя:

  • обеспечение работоспособности и функционирования программ для ЭВМ, баз данных, в том числе, при первичной интеграции, тестировании, настройках и изменений (адаптации, переустановки) в программно-аппаратной среде пользователя или исполнителя (при использовании программ для ЭВМ, баз данных через удаленный доступ), контроль за соблюдением прав доступа и распределение прав доступа в соответствии с принятой архитектурой прав доступа;
  • настройка, обеспечение работоспособности и функционирования программно-аппаратной среды исполнителя, предоставленной с целью использования пользователями программ для ЭВМ, баз данных через удаленный доступ (в том числе, с целью тестирования, оптимизации и организации функционирования программ для ЭВМ, баз данных в соответствии с требованиями заказчика);
  • мониторинг функционирования (в том числе, производительности, отказоустойчивости и соблюдения информационной безопасности) программ для ЭВМ, баз данных и устранение ошибок и сбоев в работе программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем тестирования, а также иными способами и средствами;
  • исправление ошибок, несоответствий, инцидентов, дефектов, в том числе в рамках существующих или новых версий программ для ЭВМ, баз данных и мер, направленных на решение таких инцидентов;
  • профилактическая модификация программ для ЭВМ, баз данных после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данных программ для ЭВМ, баз данных;
  • адаптация, сборка, установка, тестирование обновленных версий и доведение таких новых версий до пользователей, проверка наличия всех новых версий у пользователей;
  • адаптация, настройка и дальнейшая техподдержка программ для ЭВМ, баз данных с учетом особенностей программно-аппаратной среды пользователя или исполнителя;
  • аудит (анализ, обследование, мониторинг и т.д.) установленного у заказчика или исполнителя программного обеспечения на совместимость с программно-аппаратной средой заказчика/исполнителя, предназначенной для использования программ для ЭВМ, баз данных;
  • обеспечение автоматического обновления нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования программ для ЭВМ, баз данных в соответствии с требованиями Российской Федерации;
  • прием обращений пользователей программ для ЭВМ, баз данных, выполнение работ/услуг, связанных с такими обращениями;
  • информационно-справочная поддержка функционирования программ для ЭВМ, баз данных, в том числе рекомендации, консультации по установке, настройке и работе программ для ЭВМ, баз данных, восстановлению работоспособности, по типовому функционалу и его обновлению, модификации и аналогичных консультаций, связанных с использованием программ для ЭВМ, баз данных;
  • консультирование, обучение, тренинги по вопросам использования (работы) программ для ЭВМ, баз данных, по его функционалу.

Обратим внимание, что названные услуги по сопровождению относятся не только к программам для ЭВМ и базам данных, переданным в фактическое владение пользователя на материальных носителях (электронных копиях) или установленным на оборудовании пользователя. В равной мере услуги по сопровождению могут оказываться в отношении программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), к которым пользователю предоставляется дистанционных доступ, например, путем удаленного терминального доступа через личный кабинет в веб-интерфейсе или доступа к программным интерфейсам (API), а также и иными способами.

Иными словами, услуги сопровождения могут касаться ПО, предоставленного в пользование как классическим способом в виде его отдельного экземпляра, так и дистанционно в виде сервиса на стороне поставщика.

Подробно с разъяснениями термина «сопровождение» можно ознакомиться в следующих письмах Минцифры:
Письмо Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749;
Письмо Минцифры России от 15.03.2023 N МП-П11-070-17504.

Виталий Селиванов, 2023

Готовое решение для вашего бизнеса
Иногда проще спросить у специалиста, чем потратить время и сомневаться в результате

Налоги в ИТ Обучение

Оценка:
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация
О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документов
Информация
Новости праваПубликацииФорумFAQTutorialsКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2024 Правовая информация