Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Защита прав потребителей дистанционной продаже на торговых Интернет-площадках

30 июля 2015

Решение суда по делу о защите прав потребителей при продаже товаров через Интернет

Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.01.2015 г. по делу № 2-587/2015.
Суть спора по защите прав потребителей при дистанционном заключении договора купли-продажи
Региональная общественная организация по защите прав потребителей обратилась с иском к ООО «Яндекс» и ООО «Еком» о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий.
Истец полагал, что в рамках организованной Яндексом программы «Покупка на Маркете» потребители имеют возможность заключить договор дистанционной купли-продажи непосредственно на Яндекс.Маркете, не обращаясь к интернет-магазину. За пользование программой потребителем (клик на товарное предложение) Интернет-магазины уплачивают Яндексу вознаграждение. Следовательно, услуги предоставляются возмезмездно.
Предоставляя такую возможность в рамках торговой площадки Яндекс оказывает услуги розничной торговли и выполняет функции фактического продавца товаров.
При этом Яндекс, несмотря на принятую на себя функцию продавца, не исполняет обязанность по информированию потребителей о месте изготовления указанных часов, о полном фирменном наименовании изготовителя, о сроке службы, о гарантийном сроке, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора купли-продажи и т.д.. В связи с этим нарушаются права потребителей.
Суд в отказал в удовлетворении иска, посчитав их не основанными на законодательстве о защите прав потребителей.

Мотивировка суда по делу о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом

1. Яндекс не является изготовителем, импортером товара, а также не выполняет посредством сервиса «Яндекс.Маркет» для потребителя какие-либо работы.
2. Яндекс не является фактическим продавцом товара. В преамбуле Закона О защите прав потребителей закреплено требование о том, что между продавцом товара (исполнителем по договору оказания услуг) и потребителем должен быть заключен договор купли-продажи (возмездный договор оказания услуг).
3. При предоставлении сервиса «Яндекс.Маркет», в том числе возможности оформить заказ и осуществить его оплату, Яндекс не передает вещь (товар) потребителю и не участвует в передаче ее потребителю. Передачу товара потребителю по заключенному им с продавцом договору купли-продажи осуществляет непосредственно продавец. Указанное положение отражено в разделе 4 «Доставка товара» Условий оформления заказа и оплаты товаров на Сервисе Яндекс.Маркет.
4. Под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя), предусмотренных ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» по требованиям в связи с недостатками товаров. Договором с интернет-магазином, владельцем которого является ООО «Еком», на Яндекс такие обязанности не возлагаются.
5. Сервис Яндекс.Маркет представляет собой информационно-справочную систему, в которой размещается: справочная информация о товарах, услугах, рекламные материалы в форме товарных предложений конкретных продавцов (магазинов), информация пользователей о товарах/магазинах (отзывы).
6. В соответствии с условиями Пользовательского соглашения и Правил Яндекс.Маркет услуги по предоставлению доступа к справочной информации сервиса «Яндекс.Маркет» оказываются потребителю безвозмездно. Оплата услуг Яндекса по договору с Интернет-магазином не свидетельствует о возмездности услуг для потребителей.
7. Яндекс выступает в качестве рекламораспространителя, размещая предложение о приобретении конкретного товара в конкретном магазине рекламодателя по конкретной цене, указанной рекламодателем.
8. В силу Условий для магазинов Яндекс выступает в качестве агента, а магазин в качестве принципала. При этом все сделки заключаются от имени и за счет принципала (Интернет-магазина).
9. Таким образом, на отношения между пользователем и Яндексом, касающиеся любого способа использования пользователем сервиса Яндекс.Маркет, законодательство о защите прав потребителей не распространяется.

Комментарии по делу о защите прав потребителей при дистанционной продаже товаров

Владелец торговой Интернет-площадки, использующий агентскую схему работы с Интернет-магазинами, не заменяет собой продавца, а лишь выполняет роль посредника. На него не распространяется законодательство о защите прав потребителей и он не несет ответственность за качество товара, срок его доставки и т.п.
За нарушение прав потребителя будет отвечать непосредственно Интернет-магазин (продавец), иное, в данном случае, противоречило бы условиям пользовательского соглашения на использование сервиса и оферты для участников торговой площадки.
Решение суда принимается с учетом пользовательского соглашения, оферты и других документов, размещенных на сайте торговой площадки или Интернет-магазина.
Поскольку отношения с потребителями и другими участниками торговых площадок строятся на основе условий оказания услуг, добровольно принимаемых при начале использования сайта и/или оформлении заказа, уделяйте внимание их содержанию.

Другие новости

О компанииКомандаНовостиКонтактыМеждународные контрактыСоглашения для сайтовДоговоры на разработку ПОЛицензионные договорыДоговоры поставки ПОДоговоры техподдержки и SEOДля разработчиковДистрибьюторамИнтернет-сервисамВеб-студиямСтартапамБаза документовНовости праваПубликацииФорумFAQКарта сайта
© ООО «АйТи-Лекс», 2008–2017 Правовая информация